Урок литературного чтения во 2-м классе на тему И в шутку, и всерьез

  • Байлукова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

Цели: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Э.Успенского.
Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на
вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий,
описанных в тексте, строить словесный рисунок. Развивать внимание, творческое
воображение, мышление, устную речь учащихся. Воспитывать любовь к животным,
дружбу и товарищество, интерес к чтению.

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
  • Презентация к уроку (Приложение 1).
  • Мультфильм “Крокодил Гена и его друзья” на CD-диске.
  • Музыкальное сопровождение: аудиозаписи песен “Голубой вагон”, “Песенка
    крокодила Гены”, “Чебурашка” (аудио-файлы в формате МР3 можно скачать по
    ссылке http://www.mp3.onru.ru/mp/alb/28/ )
  • Книжная выставка.
  • Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. “Родная речь”, 2
    класс

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

– С какой большой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)

– Произведения какого автора читали? (Б.Заходера.)

– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)

– Какие герои, благодаря Б.Заходеру, говорят на русском языке? (Винни-Пух,
Мэри Поппинс, Питер Пен, Алиса в Стране Чудес и др.)

– Он перевел сказки братьев Гримм, стихи Гете, Карела Чапека, Яна Бжехвы,
Юлиана Тувима и многих других авторов.

– Какие стихотворения Заходера читали? (“Что красивей всего?”, “Товарищам
детям”, “Буква Я”, “Песенки Вини-Пуха”, “Кит и Кот”.)

2. – Проверим, насколько внимательно вы читали стихотворения, сумеете
угадать их по отрывку и ответить на вопросы по содержанию.

а) Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
– А ну-ка скажи,
Что красивей всего?
(“Что красивей всего?”)

– Что ответили обитатели планеты?

– Смог ли автор ответить на этот трудный вопрос?
Почему?

б) Обычно от вас
Это держат в секрете,
А я не скрываю,
Товарищи, дети.
(“Товарищам детям”.)

– С каким советом обращается автор к детям?

в) В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово –
То загадка!
(“Кит и Кот”.)

– Какая ошибка произошла в этой сказке? Была ли она
исправлена?

г) Он и весел, и не злобен,
пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок …
(Вини-Пух.)

3. Чтение стихотворений наизусть.

(Проводится конкурс чтецов стихотворений Заходера: “Песенки Вини-Пуха”,
“Товарищам детям”, “Что красивей всего?”)

4. Инсценирование стихотворения “Кит и Кот”.

5. Микроитог.

– Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Веселые,
забавные, смешные, поучительные.)

III. Изучение нового материала.

1. Объявление темы урока.

– Сегодня мы продолжим изучение темы “И в шутку, и
всерьез”. Познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его
книг.

– Послушайте песню и угадайте, кто ее поет. (Прослушивание
“Песенки крокодила Гены” из мультфильма, посвященного этому сказочному герою.)

– Это песня из мультипликационного фильма, который
создан по повести-сказке Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. С его
творчеством мы сегодня познакомимся.

2. Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. Работа по книжной
выставке.

– Ученик Гончаров Михаил расскажет о своем любимом
детском писателе и его произведениях. (Рассказ сопровождается показом
презентации: Слайды 1–6)

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске
Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а
затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал
печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной
слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил
Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор
Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных.
А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в
Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов,
которые дети смотрят с большим интересом.

Рассматривание книжной выставки:

  • “Крокодил Гена и его друзья”
  • “Дядя Федор, пес и кот”
  • “Тетя дяди Федора”
  • “Любимая девочка дяди Федора”
  • “Про Веру и Анфису”
  • “Разноцветная семейка” и др.

3. История возникновения произведения.

– Послушайте еще одну песню и скажите, кто из героев
книг Успенского ее поет? (Прослушивание песенки Чебурашки.)

– Как же появился этот необычный сказочный герой? Вот
как об этом вспоминает сам писатель.

Однажды летом работал Успенский в пионерском лагере. И чтобы успокоить
жаждавший впечатлений отряд, читал ребятам разные интересные книжки. А потом все
интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел, и
Успенскому уже ничего не оставалось, как не задумываясь начать: “В одном городе
жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом”. Фраза такая в
голове у Эдуарда Успенского в голове вертелась. И вдруг…Из – за угла показались
два длинных носа – ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк.
Хлопнула дверь телефонной будки, и оттуда выбрался какой-то непонятный плюшевый
зверь. “Это же Чебурашка!” – догадался Успенский. И начал рассказывать свою
знаменитую сказку…

– Мы познакомимся с отрывком из повести-сказки
“Крокодил Гена и его друзья”, который называется “Чебурашка”.

4. Чтение текста учителем и подготовленными учащимися.

– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и
будьте готовы продолжить (с.137–142)

5. Проверка первых впечатлений.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что особенно понравилось?

– Когда переживали за Чебурашку?

6. Словарная работа.

– Какие слова не понятны?

– Кто объяснит?

Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).

7. Физкультминутка.

(Под мелодию песни “Голубой вагон” дети выполняют комплекс общеразвивающих
упражнений.)

8. Чтение сказки учащимися вслух.

– Проверим, насколько правильно и выразительно вы
прочитаете текст. Прочитайте так, чтобы при чтении было понятно ваше отношение к
героям.

IV. Закрепление материала, изученного на уроке.

1. Ответы на вопросы и выборочное чтение. Составление плана.

1 часть “В тропическом лесу”

– Где жил сказочный персонаж, о котором мы сейчас
прочитали?

– Было ли у него имя?

– Когда его назвали Чебурашкой? Прочитайте.

– Как он попал в ящик с апельсинами?

Физкультминутка “Гимнастика для глаз”.

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  • Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз –
    направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  • Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно
    приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

2 часть “В магазине фруктов”

– Где оказались ящики с апельсинами после долгого
плавания?

– Как выглядел Чебурашка, когда его нашли продавцы? (Он
был толстый-претолстый.)

– Почему он получил такое странное имя? Прочитайте.

3 часть “В зоопарке”

Куда отнес Чебурашку директор магазина?

– Почему его туда не приняли?

4 часть “В магазине уцененных товаров”

– Где остался работать Чебурашка?

– Что он должен был делать? (Стоять у витрины и
привлекать прохожих.)

– Где он стал жить? (В старой телефонной будке.)

2. Чтение отрывка в лицах (4 часть): автор,
директор магазина уцененных товаров, Чебурашка.

3. Словесный рисунок.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?

– Какой рисунок к сказке сделали бы вы карандашами или
красками? Опишите его словами.

4. Обобщение.

– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не
было друзей.)

– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?

Просмотр фрагмента из мультфильма “Крокодил Гена и его друзья” (встреча
с крокодилом Геной).

– Нашел ли друзей Чебурашка?

– Какие пословицы о дружбе вы знаете?

  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Друг познается в беде.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Без друга в жизни туго.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Человек без друга – что земля без воды.

– Какие из них больше всего подходят к прочитанной
сказке? Объясните их смысл.

V. Итог урока.

– С произведениями какого автора познакомились на
уроке?

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его
друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

VI. Домашнее задание.

  • Читать сказку, пересказывать по составленному плану.
  • Нарисовать иллюстрации (по желанию).
  • Творческое задание. Ученик нашего класса Гончаров Миша придумал
    продолжение любимого произведения Э. Успенского “Трое из Простоквашино”:
    “Встреча Дяди Федора и его друзей с инопланетянами” и нарисовал обложку для
    новой книги. (Слайды 7–8)
    Придумайте продолжение сказки “Крокодил Гена и его друзья”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *