Разбор заданий ЕГЭ синтаксис, пунктуация, анализ текста. 11-й класс

  • Чечнева Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Урок разработан с применением активных
методов обучения, позволяющих вовлечь учащихся в
деятельность и сформировать коммуникативные,
познавательные, регулятивные учебные действия.
Учащиеся учатся применять знания на практике,
что способствует подготовиться к успешной сдаче
выпускных экзаменов.

Урок предполагает обобщение материала по теме
“Синтаксис и пунктуация, анализ текста”.
Проверяются навыки учащихся, связанные с
определением стиля и типа текста, с определением
лексического значения слова, с определением
средств выразительности, с закреплением
постановки знаков препинания, о роли тире в
предложении. Подготовиться к написанию
сочинения публицистического стиля, типа речи –
рассуждение, выразив свое отношение к проблеме,
затронутой автором: “Что нужно сделать для того,
чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а
люди – более чуткими?”, что способствует
воспитанию нравственных качеств. Воспитание на
уроках русского языка должно органически
сливаться с обучением, а учитель — проявлять
незаурядное мастерство, чтобы этого добиться.
Пробуждение интереса к предмету, умение
общаться, развитие самостоятельного мышления,
воображения способствует нравственной
стабилизации личности, выработке нравственных
идеалов. Привлекая на уроках русского языка
специально подобранные тексты, в которых речь
идет о доброте, человечности, милосердии,
совести, о любви к Родине можно побуждать
учащихся не только думать над поставленными
вопросами, но и делать нравственный выбор,
формировать нравственную позицию.

Цель:

  • Закрепить и углубить лингвистические знания,
    уметь применять их на практике, подготовиться к
    успешной сдаче школьных экзаменов.
  • Обобщить знания об особенностях
    публицистического стиля.
  • Разобрать задания ЕГЭ, связанные с определением
    стиля и типа текста, с определением лексического
    значения слова А 30, с определением средств
    выразительности В 8, с закреплением постановки
    знаков препинания, о роли тире в предложении А 24.
  • Способствовать развитию творческой, речевой и
    мыслительной активности.
  • Способствовать воспитанию нравственных
    качеств.

Оборудование: диск, табло, плакат, компьютер с
интерактивной доской.

Методы обучения: репродуктивный,
объяснительно-иллюстративный, метод наблюдения
и анализа языковых средств.

Ход урока

Урок русского языка сегодня мы проведем в
компьютерном классе. Тема занятия: Разбор
заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и
пунктуация, анализ текста) (на табло, заложенное в
компьютере).

Записали в тетради число, классная работа, тема.

“Твои мечты прекрасны, но когда ты будешь идти
на костер, пожалуйста, не толкни на своем пути
старика и не обидь ребенка”.

“Люди, опомнитесь, будьте терпимее, добрее,
любите друг друга”.

Милосердие

Толерантность

Терпимость к чужим мнениям, верованиям

Как-то в одной книге мне встретились эти слова,
и они запомнились. Это был совет, который дала
гувернантка, существо наивнейшее и добрейшее,
девочке из русской интеллигентной семьи. Девочка
мечтала посвятить всю свою жизнь в борьбе за
народное счастье и готова была, как Жанна д`Арк,
взойти на костер во имя блага всех людей. “Твои
мечты прекрасны, — сказала девочке ее
гувернантка, — но когда ты будешь идти на костер,
пожалуйста, не толкни на своем пути старика и не
обидь ребенка”. Наверное, этот совет запомнится
своей простотой. Кем бы ты ни стал, чего бы ты не
добился в жизни – великих побед, успехов, славы –
главным все таки остается твое отношение к людям,
и, прежде всего, к слабым, незащищенным.

Не обидь того, кто и так обижен. Став
победителем, прояви милосердие к побежденным. А
если ты поступаешь по-иному, то грош цена и
смелости твоей, и уму, и таланту.

Милосердие во все времена считалось одним из
главных человеческих достоинств. В этом слове
соединились такие качества, как доброта,
участливость, умение сострадать горю другого
человека. И еще есть старинное русское слово –
сердоболие.

Где научиться милосердию? У кого? У людей, у
жизни. Милосердию учит каждый прожитый день, учит
пример других людей. Милосердию учит музыка,
живопись, литература.

Запишите эпиграф сегодняшнего занятия: “Люди,
опомнитесь, будьте терпимее, добрее, любите друг
друга”.

Словарная работа: Вначале урока прозвучало
слово милосердие.

Подберите к нему исконно русские слова –
синонимы.

Терпимость, сочувствие, сострадание,
сопереживание, доброта, отзывчивость, благость,
сердобольность, мягкость, снисходительность,
жалость, совестливость, участливость, честность,
душевность, чуткость. Все эти качества можно
назвать одним словом – толерантность (лат.),
книжная, терпимость к чужим мнениям, верованиям.

А 30 Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

  1. Выражение сочувствия, сожаления.
  2. Человечность, гуманность в общественной
    деятельности, в отношении к людям.
  3. Жалость к пострадавшему.
  4. Готовность помочь или простить из сострадания.

Ответ 4.

Чтение текста. (1) Наши разговоры о
нравственности часто носят слишком общий
характер. (2) А нравственность состоит из
конкретных вещей – из определенных чувств,
свойств, понятий.

(3) Одного из таких чувств – чувства милосердия.
(4) Термин для большинства старомодный,
непопулярный сегодня и даже как будто
отторгнутой нашей жизнью. (5) Нечто свойственное
лишь прежним временам. (6) “Сестра милосердия”,
“брат милосердия” — даже словарь дает их как
“устар.”, то есть устаревшие понятия.

(7) Слова стареют не случайно. (8) Милосердие. (9).
Что оно – не модно? (10) Не нужно?

(11) Изъять милосердие – значит лишить человека
одного из важнейших проявлений нравственности.
(12) Древнее это необходимое чувство свойственно
всему животному сообществу: милость к
поверженным и пострадавшим. (13) Как же получилось,
что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось
запущенным? (14) Мне могут возразить, приведя
немало примеров трогательной отзывчивости,
соболезнования, истинного милосердия. (15)
Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущуем, и
давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. (16)
Если бы можно было произвести социологическое
измерение этого чувства…

(17) Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула
народ и душу народную. (18) Бедствие проявило у
людей самое добрые, горячие чувства, люди
вызывались помогать и помогали – деньгами, всем,
чем могли. (19) Это, конечно, проявление
всенародного милосердия, которое всегда было
свойственно нашему народу: так всегда помогали
погорельцам, так помогали во время голода,
неурожая…

(20) Но Чернобыль, землятресения, наводнения –
аварийные ситуации. (21) Куда чаще милосердие и
сочувствие требуются в нормальной, будничной
жизни, от человека к человеку. (22) Постоянная
готовность помочь другому воспитывается, может
быть, требованием, напоминанием о соседях,
друзьях, нуждающихся в этом…

(23) уверен, что человек рождается со
способностью откликаться на чужую боль. (24) Думаю,
что это чувство врожденное, данное нам вместе с
инстинктами, с душой. (25) Но если это чувство не
употребляется, не упражняется, оно слабеет и
атрофируется.

А 28 Какое утверждение не соответствует
позиции автора?

  1. Разговоры о нравственности не должны носить
    отвлеченный характер.
  2. Не менее важно быть готовым помочь человеку в
    будничной, нормальной жизни.
  3. Чувство сострадания не врожденное, его
    необходимо воспитать.
  4. В современном обществе чувство сострадания в
    людях постепенно атрофируется.

Ответ 3.

Определите стиль и тип речи текста.

  1. Научный стиль, описание.
  2. Публицистический стиль,
    рассуждение-размышление.
  3. Художественный стиль, описание.
  4. Научный стиль, рассуждение-размышление.

Ответ 2. Данный текст публицистического стиля,
автор воздействует на читателя, выражая свои
чувства, используя вопросительные предложения,
употребляя однородные члены, сложные
предложения. Тема – общественная, актуальная на
сегодняшний день. Тип речи – рассуждение:
сначала тезис, затем аргументы и вывод.

В 8 Какие средства выразительности
используются в предложениях 20 – 22?

  1. Эпитеты, гипербола.
  2. Противопоставление, синонимы, однородные члены.
  3. Метафоры, эпитеты.
  4. Лексический параллелизм, синонимы.

Ответ 2.

А 24 Какую функцию выполняет тире в
предложении 18?

  1. Является интонационным.
  2. Заменяет глагол-связку между главными членами
    предложения.
  3. Разделяет части сложного бессоюзного
    предложения.
  4. Выделяет уточняющую (пояснительную)
    конструкцию.

Ответ 4.

Практическая работа

Тест 1.

При отсутствии глагола-связки, если сказуемое
выражено именем прилагательным, то тире между
подлежащим и сказуемым…

  1. ставится
  2. не ставится
  3. может ставится, а может не ставится

Ответ 2.

Приведите свой пример.

Тест 2.

При отсутствии глагола-связки, если один из
главных членов предложения выражен просительным
местоимением, а другой — существительным в
именительном падеже или личным местоимением,
тире между ними не ставится.

  1. Небо чистое.
  2. Эта книга чья?
  3. Жить — Родине служить.
  4. Не выехать немедленно – это значит опоздать на
    поезд.

Ответ 2.

Тест 3.

Найдите правило, которое наиболее точно
объясняет постановку или отсутствие тире в
предложении.

Каждый человек — кузнец своего счастья.

  1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится при
    отсутствии связки, если оба главных члена
    предложения выражены существительными в
    именительном падеже.
  2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится,
    если один из главных членов выражен
    вопросительным словом, а другой- существительным
    в именительном падеже или личным местоимением.
  3. Тире между подлежащим и сказуемым ставится,
    если сказуемое выражено фразеологическим
    оборотом.
  4. Тире между подлежащим и сказуемым ставится,
    если оба главных члена выражены количественными
    числительными.

Ответ 1.

Рассказ об основных особенностях
публицистического стиля

Набоковская характеристика пошляка напоминает
описание некоего биологического вида: как
выглядит (“взрослый, солидный человек с
практичным умом…”); в какой среде обитает
(“явление всемирное”, “встречается во всех
классах и нациях”); чем питается (“с жадностью
поглощает всяческую информацию”, “питается
запасом банальных идей”); как себя ведет (“не
увлекается, не интересуется искусством”;
“потребность приспособиться, приобщиться”;
“обман – верный союзник”). В связи с этим в
тексте неоднократно встречаются синтаксические
конструкции с тире между подлежащим и сказуемым.

Позиция автора – взгляд
ученого-естествоиспытателя: слегка отвлеченный
и вместе с тем проницательный, оценивающий.
Описать пошляка, составить его точный портрет,
чтобы читатель имел полное представление об этом
социальном и литературном типе – задача автора.
Но этим она не исчерпывается. В заключение В.
Набоков абстрагирует понятие, выводит на более
высокий уровень, говоря о пошлости вообще как о
негативном явлении общественной духовной жизни,
требующем эстетического и нравственного суда.
Пошлость там, где неискренность, фальшь,
трафаретность, самодовольство, духовное
убожество. “Все подлинное, честное, прекрасное
не может быть пошлым”.

Пошлость опасна, “заразна” — эта мысль прямо не
высказана, но угадывается (“в каждом из нас сидит
эта заклишированная сущность…”). В этом
отношении показательно употребление в тексте
эпитетов “откровенной”, “настоящей”,
“истинной”. Они в сочетании со словами
“обыватель”, “буржуа” не воспринимаются как
антонимы определениям “неискренний”,
“фальшивый”, “поддельный”.

Зачастую трудно бывает определить ту грань, где
слова, поступки и даже предметы становятся
вульгарными, опошляются. Вероятно, должно быть
нравственное и эстетическое чутье, сформировать
которое может только искусство, в частности
литература. А по метафорическому определению
автора, “вся природа обывателя искусству
враждебно”.Тема обывательства, пошлости была
заявлена немецкой литературой
противоставлением филистера и романтика В
русской классике она прозвучала наиболее сильно.
Гоголь, Толстой, Чехов, Бунин “в своих поисках
простоты и истины великолепно изобличали
вульгарность”. Достаточно вспомнить
“величественного пошляка” Чичикова,
размышления Толстого об истинном и ложном в
жизни, интеллигента-мечтателя в чеховских
рассказах, господина из Сан – Франциско, чтобы
понять всю важность темы.

В тексте В. Набокова о пошляке и пошлости нет
обличительного пафоса, но проскальзывает легкая
ирония. Автор как бы предлагает читателю
внимательнее приглядеться к изображаемому
герою: а вдруг он узнает себя.

Данный текст публицистического стиля, автор
воздействует на читателя, выражая свои чувства,
используя вопросительные предложения,
употребляя однородные члены, сложные
предложения. Тема – общественная, актуальная на
сегодняшний день. Тип речи – рассуждение:
сначала тезис, затем аргументы и вывод.

Вспомним основные особенности публистического
стиля:

  1. Сфера употребления публицистического стиля:
    общественно-экономические, политические,
    культурные отношения; используется в газетах,
    журналах.
  2. Задача речи: информирование, передача
    общественно значимой информации с одновременным
    воздействием на читателя, слушателя, убеждением
    его в чем-то, внушением ему определенных идей,
    взглядов, побуждением его к определенным
    поступкам, действиям.
  3. Стилевые черты. Для публицистического стиля
    характерны логичность, образность,
    эмоциональность, оценочность, призывность,
    страстность, общедоступность.
  4. Языковые средства:
    1. общественно-политическая лексика;
    2. эпитеты, сравнения, метафоры, лексические
      повторы, градация, фразеологизмы, термины в
      переносном значении;
    3. побудительные и вопросительные предложения;
    4. риторические вопросы;
    5. распространенные обращения;
    6. вводные слова, причастные и деепричастные
      обороты, сложные синтаксические конструкции.

Жанры публицистики: статья в газете, журнале,
очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь,
судебная речь, выступлении по радио, телевидению,
на собрании, доклад.

Пунктуация.

Рассказ о знаках препинания (о тире).

В XVIII веке появилось пять знаков: скобки,
вопросительный знак, кавычки, тире и многоточия.

Тире ставится:

  1. Между подлежащим и сказуемым.
  2. В неполном предложении.
  3. Интонационное тире.
  4. Соединительное тире.
  5. После однородных членов предложения перед
    обобщающим словом.
  6. При обособленных предложениях.
  7. При вводных и вставных предложениях.
  8. В бессоюзных сложных предложениях.
  9. При прямой речи.
  10. При диалоге.

Итог урока.

Часто мы смешиваем такие понятия, как жалость,
гуманность, милосердие, подменяем одно другим.
Это неверно, потому что жалеть, сострадать и быть
милосердным не одно и то же. И хотя автор
использует в качестве синонимов слова “милость
к поверженным”, “трогательная отзывчивость”,
“соболезнование”, тем не менее милосердие – это
активное сострадание, готовность помочь
нуждающемуся из человеколюбия.

Автора как раз тревожит отсутствие деятельной
помощи в повседневной жизни. Мы откликаемся на
зов СМИ и помогаем потерпевшим во время
катастроф, потому что это достоверно, потому что
на это нам указали, но боимся подойти к лежащему
на земле человеку, думая, что он просто пьян. По
мнению автора, в нас все меньше того здорового
любопытства, которое делает человека более
внимательным к жизни другого. Если бы не эта
“ложная скромность”, не сообщали бы, например, о
стариках, умерших в одиночестве и пролежавших 1 –
2 недели (!) в своих квартирах, о замерзших на
улице, пусть даже и пьяных.

“Всенародное милосердие” — это замечательно,
но автора куда больше тревожит отсутствие
“постоянной готовности помочь” другу, соседу,
просто незнакомому человеку. Наверное, мы
утратили чувство доверия.

Читаешь этот текст, и память воскрешает
собственные примеры людского равнодушия:
известный цирковой артист, “грустный клоун”
Енгибаров умер от сердечного приступа на улице,
потому что никто не помог.

С утверждением автора “человек рождается со
способностью откликаться на чужую боль” можно и
не согласиться, но то, что чувство милосердия
необходимо “упражнять”, “развивать”,
“воспитывать” — несомненно. И, конечно же, именно
художественная классическая литература как
нельзя лучше может справиться с этой ролью.
Вспомним “Станционного смотрителя”,
“капитанскую дочку” Пушкина, “Преступление и
наказание” Достоевского, “Воскресение”
Толстого. Особенно сильно тема гуманности и
милосердия прозвучала в военной литературе. Но в
том то и беда, что наше поколение предпочитает
всему этому телевизионную и газетно-журнальную
информацию, в которой с избытком хватает насилия
и жестокости.

Размышления автора тревожны. Волнение за
судьбу “одного из важнейших проявлений
нравственности” человека чувствуется в
авторских вопросах (“Что оно – не модно? Не
нужно?”), в использовании таких слов, как
“отторгнутый нашей жизнью”, “убыло”,
“заглохло”, “оказалось запущенным”, “не
употребляется”, “не упражняется”, “слабеет”,
“атрофируется”. Автор не дает советов, он лишь
обозначает проблему и предлагает читателю
подумать, что же сделать, чтобы милосердие
согревало нашу жизнь.

Домашнее задание. Написать сочинение-рецензию
по данному тексту.

Выразите в нем свое отношение к проблеме,
затронутой автором. Что нужно сделать для того,
чтобы мир вокруг нас стал добрее, терпеливее, а
люди – более чуткими?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *