Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ

  • Максимова Мария Алексеевна, старший воспитатель

В последнее время проектный метод активно
внедряется в отечественную педагогику. Новый
виток интереса к проекту как способу организации
жизнедеятельности детей объясняется его
потенциальной интегративностью, соответствием
технологии развивающего обучения, обеспечением
активности детей в учебном процессе.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта,
становятся достоянием их личного опыта. Они
получены в ответ на вопросы, поставленные самими
детьми в процессе “делания”. Причем
необходимость этих знаний продиктована
содержанием деятельности. Они нужны детям и
поэтому интересны им.

С самого рождения ребёнок является
первооткрывателем, исследователем того мира,
который его окружает. Для него всё впервые:
солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо
известно, что пятилетних детей называют
“почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может
найти ответ на все интересующие его вопросы — ему
помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам
диктует современная жизнь и которые заложены в
Законе РФ “Об образовании”, национальной
доктрине образования в РФ и концепции
модернизации российского образования,
образовательное учреждение (независимо от того,
по каким программам строит образовательный
процесс) обязано:

  • обеспечить индивидуализацию для каждого
    ребенка;
  • обеспечить условия для самоопределения и
    самореализации личности;
  • реализовать право ребенка на свободный выбор
    деятельности, мнений и рассуждений;
  • помнить, что ребенок — активный участник
    педагогического процесса;
  • привлекать детей к занятиям без
    психологического принуждения, опираясь на их
    интерес к содержанию и формам деятельности,
    учитывая их социальный опыт;
  • обеспечить эмоционально-личностное и
    социально-нравственное развитие ребенка,
    сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при
одном условии — кардинально изменить организацию
педагогического процесса в ДОУ, путем выбора
наиболее эффективных средств обучения и
воспитания, что требует широкого внедрения в
педагогический процесс инновационных и
альтернативных форм и способов ведения
образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений
стремятся найти новые, инновационные, наиболее
эффективные пути, средства решения поставленных
задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,
интересных, значимых методов, как для взрослых,
так и для детей дошкольного возраста является
проектная деятельность. Это обусловлено тем, что
проектирование во всех сферах человеческой
деятельности становится универсальным
инструментарием, позволяющим обеспечить ее
системность, целеориентированность и
результативность.

Метод проектов — совокупность
учебно-познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в
результате самостоятельных действий
обучающихся, с обязательной презентацией этих
результатов.

Проектное обучение можно представить как
способ организации педагогического процесса,
основанный на взаимодействии с окружающей
средой, поэтапную практическую деятельность по
достижению поставленной цели.

В основу метода проектов заложена идея о
направленности познавательной деятельности
дошкольников на результат, который достигается в
процессе совместной работы педагога, детей над
определенной практической проблемой (темой).
Решить проблему или работать над проектом в
данном случае значит — применить необходимые
знания и умения из различных разделов
образовательной программы дошкольников и
получить ощутимый результат.

Объектом проектирования может стать
педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной
программы как единство системы целей
образования и всех факторов педагогического
процесса, способствующих достижению целей. Между
тем для каждого педагога важнейшим являются
вопросы, связанные с проектированием
образовательного процесса по конкретной
методике, индивидуальной воспитательной
системы, отдельного специально-организованного
занятия, педагогической ситуации. В дошкольном
образовании использование метода проектов
является подготовительным этапом для дальнейшей
его реализации на следующей ступени образования.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в
постоянном внимании, помощи и сопровождении со
стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Особенностью проектной деятельности в
дошкольной системе образования является то, что
ребенок еще не может самостоятельно найти
противоречия в окружающем, сформулировать
проблему, определить цель (замысел). Поэтому в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ
проектная деятельность носит характер
сотрудничества, в котором принимают участие дети
и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и
другие члены семьи. Родители могут быть не только
источниками информации, реальной помощи и
поддержки ребенку и педагогу в процессе работы
над проектом, но и стать непосредственными
участниками образовательного процесса,
обогатить свой педагогический опыт, испытать
чувство сопричастности и удовлетворения от
своих успехов и успехов ребенка.

Поскольку ведущим видом деятельности
дошкольников является игра, то, начиная с
младшего возраста, в ДОУ планируются и
реализуются ролево-игровые и творческие проекты,
что подчеркивает специфику проектной
деятельности с дошкольниками.

Классификация и виды проектов

В настоящее время проекты классифицируются по
разным признакам: по составу участников; по
целевой установке; по тематике; по срокам
реализации.

Наиболее существенным является доминирующий
вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются
следующие виды проектов:

  • исследовательско-творческие — осуществляется
    исследовательский поиск, результаты которого
    оформляются в виде какого-либо творческого
    продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов,
    детского дизайна и пр.).
  • ролево-игровые — проект с элементами творческих
    игр, когда дети входят в образ персонажей сказки
    и по своему решают поставленные проблемы;
  • информационно-практико-ориентированные: дети
    собирают информацию о каком-то объекте, явлении
    из разных источников, а затем реализуют её,
    ориентируясь на социальные интересы: оформление
    дизайна группы, витражи и т.п.;
  • творческие: как правило, не имеют детально
    проработанной структуры совместной
    деятельности участников. Результаты оформляются
    в виде детского праздника, выставки, дизайна и
    рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например
    “Театральная неделя”.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника
является игра, то, начиная с младшего возраста,
используются ролево-игровые и творческие
проекты. Кроме того, используются и такие виды
проектов, как:

  • комплексные, например “Мир театра”,
    “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Неделя
    книги”;
  • межгрупповые, например “Математические
    коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена
    года”;
  • творческие, например “Мои друзья”, “У нас в
    нескучном саду”, “Любим сказки”, “Мир
    природы”, “Рябины России”;
  • групповые, например “Сказки о любви”, “Познай
    себя”, “Подводный мир”, “Весёлая астрономия”;
  • индивидуальные, например “Я и моя семья”,
    “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного
    сундука”, “Сказочная птица”;
  • исследовательские, например “Мири воды”,
    “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.

Другими признаками классификации являются:

  • состав участников (групповой, подгрупповой,
    личный, семейный, парный и пр.);
  • продолжительность: краткосрочный — несколько
    занятий, 1-2 недели; средней продолжительности — 1-3
    месяца; долгосрочный — до 1 года (например,
    “Творчество Пушкина” — на учебный год).

Цели и задачи проектного метода

Основной целью проектного метода в ДОУ
является развитие свободной творческой личности
ребёнка, которое определяется задачами развития
и задачами исследовательской деятельности
детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого
возраста:

  • обеспечение психологического благополучия и
    здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию
    (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения
    проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой
    деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой
    деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы
    решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
    самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы,
    способствующие решению поставленной задачи, с
    использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной
    терминологией, ведение конструктивной беседы в
    процессе совместной исследовательской
    деятельности.

Воспитатель выступает как организатор детской
продуктивной деятельности, он источник
информации, консультант, эксперт. Он — основной
руководитель проекта и последующей
исследовательской, игровой, художественной,
практико-ориентированной деятельности,
координатор индивидуальных и групповых усилий
детей в решении проблемы. В нашем ДОУ переход
дошкольного учреждения на проектный метод
деятельности, как правило, осуществляется по
следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций
    детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция: частичная или полная;
  • метод проектов, как форма организации
    образовательного пространства; как метод
    развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется через
обучение педагогов, просветительскую работу с
родителями, создания предметно-пространственной
среды в соответствии с требованиями метода
проектов. Внедрение в практику указанной
технологии, предъявляет к педагогу определенные
требования, как к творческой личности, и
специального обучения для повышения
педагогического профессионализма, т.к. научить
ребенка проектировать может воспитатель,
владеющий методом проектов как технологией и как
деятельностью по самоорганизации
профессионального пространства. Поэтому
внедрение в практику работы проектного метода
начинается с организации работы с
педагогическими кадрами. Это могут быть
следующие методы и формы работы: семинары,
консультации, коллективный просмотр занятий,
деловые игры, методические выставки,
мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы,
круглые столы, работа с методическими
материалами, дни взаимопосещений, презентации
проектов.

Например:

— Консультации по темам:

  • Вариативность использования интегрированного
    метода в воспитании дошкольников;
  • Проектный метод как метод развивающего
    обучения дошкольников;
  • Виды проектов и использование их в
    разновозрастных группах;
  • Создание пространственной среды в группе;
  • Участие родителей в проектной деятельности.

— Семинары-практикумы:

  • Метод проектов в дошкольном образовании;
  • Выявление познавательных интересов у детей
    дошкольного возраста;
  • Разработка перспективного тематического
    планирования по включению дополнительного
    образования в воспитательно-образовательный
    процесс;
  • Дополнительное образование в
    воспитательно-образовательном процессе;
  • Разработка групповых проектов на основе
    проектно-исследовательской деятельности;
  • Обобщение материалов экспериментальной работы
    по разработке проектного метода обучения.

— Тренинг: Участие в проектной деятельности.

— Конференция: Метод проектов как форма
организации единого образовательного
пространства.

Внедрение проектного метода в системе ДОУ
позволяет определить задачи обучения,
сформировать предпосылки учебных и
исследовательских умений и навыков в
соответствии с основными линиями развития.
Ребёнку метод проектов даёт возможность:

  • экспериментировать, синтезировать полученные
    знания;
  • развивать творческие способности и
    коммуникативные навыки, что позволяет ему
    успешно адаптироваться к изменившейся ситуации
    школьного обучения.

Основные этапы метода проектов включают:

Целеполагание: педагог помогает ребёнку
выбрать наиболее актуальную и посильную для него
задачу на определённый отрезок времени.

Разработка проекта — план деятельности по
достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому,
    педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности,
    оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для
    достижения цели.

Выполнение проекта — практическая часть.

Подведение итогов — определение задач для новых
проектов.

Условием освоения каждого этапа является
коллективная мыследеятельность педагогов, что
позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка
    в образовательном пространстве детского сада;
  • освоить алгоритм создания проекта,
    отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и
    задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов
    педагогического процесса.

Реализацией проектов в дошкольном учреждении
руководит проектный совет, целью которого
является создание условий для инновационных
процессов в ДОУ. Задачами проектного совета
являются: руководство образовательными
проектами, утверждение или экспертиза, а так же
контроль за внедрением нововведений в
педагогическую практику ДОУ.

Таким образом, метод проектов в работе с
дошкольниками сегодня — это оптимальный,
инновационный и перспективный метод, который
должен занять свое достойное место в системе
дошкольного образования. Рассмотренные выше
методологические основы проектной деятельности
дают представления о высокой степени
адаптивности инновационных технологий к
специфике ДОУ.

Приложение 1

Приложение 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *