Баллада в творчестве А.С. Пушкина

  • Положенцева Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Проектный метод входит в жизнь как требование времени. Это один из интерактивных методов обучения, приобретающий всё большую популярность, благодаря сочетанию теоретических знаний и их практического применения. Это такая система обучения, при которой учащиеся получают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения практических заданий. В сегодня учителя использую и индивидуальные, и парные, но чаще всего групповые проекты, потому что работа в группе учит работать в коллективе, отвечать не только за себя, но и за общий результат, развивает умение сотрудничать.

На своих уроках литературы тоже применяю данный метод: учащиеся делятся на группы, выбирают руководителя, обсуждают задачи, которые перед ними стоят, пути поиска информации, распределяют задания, самостоятельно готовятся, обобщают материал, коллективно защищают проект, оценивают вклад каждого, анализируют успехи и недочёты. Роль учителя несколько иная, чем на уроке: смотивировать учащихся, помочь спланировать работу в группе, консультировать, советовать — ненавязчиво руководить деятельностью ребят; осуществлять « индивидуальный подход».

Предлагаемое занятие – результат проектной деятельности учащихся 6-го класса. В учебнике А.Г.Кутузова есть раздел «Лироэпические произведения», где представлен целый ряд народных и литературных баллад, среди которых «Утопленник» А.С.Пушкина. Предшествуют этой «простонародной сказке» в учебнике слова: «В творчестве Жуковского жанр баллады был доведён до совершенства. Его дальнейшее развитие могло идти лишь двумя путями. Один из них выбрал А.С.Пушкин». У ребят появилось желание прочитать другие баллады А.С.Пушкина, хотя ни одно его произведение не имеет такого жанрового определения. В группах были выбраны произведения А.С.Пушкина (предлагаемые программой, доступные пониманию шестиклассников), которые ряд литературоведов называют балладой. Задача, которая стояла перед группами: представить своё произведение (но прочитать и другие), постараться найти в нём черты, присущие балладе как жанру. Одна из групп выступала в роли литературоведов, которые должны были обобщить уже известный материал об изучаемом жанре, а затем в ходе занятия обобщить мысли ребят и подвести итог.

«Всё к размышленью здесь ведёт невольно нас…»

(Баллада в творчестве А. С. Пушкина)

Задачи:

  • расширить представление учащихся о творчестве А. С. Пушкина, о жанре баллады;
  • развивать исследовательские и творческие способности учащихся;
  • формировать умение работать в группе,
  • самостоятельно анализировать прочитанное произведение,
  • уметь давать характеристику героям произведения, видеть авторскую позицию, выделять основные вопросы и проблемы.

Оборудование:

  • книги с текстами баллад,
  • грамзапись фрагмента из «Повести временных лет»,
  • бутафория для инсценировки баллады «Жених»,
  • иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» известных художников,
  • презентации групп.

К уроку дети готовились по группам: из них 4 группы готовили представление и анализ «своей» баллады, 5-я группа — литературоведы. Все группы приготовили презентации.


Ход урока

Учитель: Баллада с её рассказом о таинственных и неожиданных событиях, с прерывис­тым, тревожным ритмом её строк всегда властно привлекала поэтов. Не оставил без внимания этот жанр и А.С.Пушкин.

Слово предоставляется первой группе – литературоведов (Презентация 1).

— Баллада – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, фантастическими, таинственными происшествиями.

— Предлагаем вспомнить известные литературные баллады и их авторов:

  • «Джон Ячменное Зерно»…Роберт Бёрнс.
  • «Вересковый мёд»… Роберт Льюис Стивенсон.
  • «Лесной царь»…Иоганн Вольфганг Гёте.
  • «Светлана», «Людмила»…Василий Андреевич Жуковский.
  • «Бородино»…Михаил Юрьевич Лермонтов.
  • «Курган»…Алексей Константинович Толстой.

— Литературоведы считают, что утверждение в русской поэзии жанра баллады произошло в творчестве А.С. Пушкина. Его балладный репертуар невелик, но разнообразен и объединяет в себе основные направления предшествующего развития жанра.

— Но А.С.Пушкин не использует термин «Баллада», предпочитая близкие балладе обозначения жанра: песнь, сказка, легенда. В этом проявилось различное отношение к жанру.

— У А.С.Пушкина есть несколько стихотворений, приближающихся к балладе:

  • «Песнь о вещем Олеге» (1822)
  • «Жених» (1825) с первоначальным разъяснением « простонародная сказка» «Утопленник» (1829) — «простонародная сказка»
  • «Жил на свете рыцарь бедный» (1829)
  • «Гусар» (1833)
  • Переводные из Адама Мицкевича «Воевода» и «Будрыс и его сыновья» (1833)
  • «Песни западных славян» (1834)

— Следуя традиции В.А.Жуковского, А.С.Пушкин создаёт балладу «Ворон к ворону летит» (переложение первой половины одной из шотландских песен «Два ворона»). Изменил он немногое, но создал своё оригинальное произведение.

— Атмосфера загадочности и таинственности, сочетание эпического и лирического начал привлекли к этому произведению композиторов (19 композиторов написали музыку к этой балладе).

Слово предоставляется второй группе.

— Многие стихи А.С.Пушкина становились романсами и песнями (Н.Корсаков, лицей­ский товарищ, написал романсы в 1815,1816 г.г.). Некоторые пелись прежде публикаций их текстов. Автор музыки к предлагаемой вашему вниманию балладе «Жил на свете рыцарь бед­ный» (1829г.) неизвестен.

Исполнение баллады вокальной группой. (Презентация 2)

— Начнём разговор с того, как понимались в средние века долг и предназначение рыцаря.

— Рыцарь – это прежде всего профессиональный воин. Но не просто воин – «всадник». Всадник в шлеме, панцире, со щитом, копьём и мечом. Но мало взять в руки оружие – им надо уметь отлично пользоваться. Для этого необходимы постоянные тренировки с самого юного возраста.

— Мальчики начинали обучение в возрасте 7 лет в качестве пажей в доме рыцаря или знатного человека. В 14-15 лет пажа производили в оруженосца – персонального сопровождающего рыцаря. Оруженосец проводил много времени, совершенствуясь в верховой езде и во владении мечом и копьём. Через несколько лет его производили в рыцари, особенно если он хорошо проявлял себя в бою.

— Рыцарь должен был быть верен своему сеньору, защищать его честь и достоинство, участвовать в военных походах вместе со своим властителем. Война была самым важным занятием во время крестовых походов.

— Но рыцарство заключалось не только в сражениях. От рыцаря требовалось быть не только смелым, но справедливым и благородным, помогать бедным и защищать слабых. Эти качества формировали идеал, известный как рыцарское достоинство, хотя не все рыцари соблюдали эти стандарты.

— Рыцари продолжали совершенствовать своё мастерство в инсценированных сражениях, называемых рыцарскими турнирами.

— Каждый рыцарь должен был иметь свою даму сердца, которая являлась, как правило, женой сюзерена, вздыхать о ней, посвящать ей свои подвиги, довольствуясь лишь поклонением и счастьем любить свою избранницу.

— Культ прекрасной дамы подразумевал поклонение конкретной живой женщине, хотя этот образ, как правило, идеализировался. В её честь слагали баллады, посвящали ей победы на рыцарских турнирах.

— Во время турниров большинство рыцарей носили с собой талисман, подаренный женщиной, например шарф или перчатку, чтобы показать, что они сражаются в её честь.


Ребята представляют рассказ о крестовых походах (по материалу учебника 6 класса «История средних веков», авт. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской, параграф 16 «Крестовые походы»).

Группа анализирует балладу «Жил на свете рыцарь бедный…», затрагивая ряд вопросов:

  1. Какие черты главного героя выделяет поэт?
  2. Почему в первой строфе появляется эпитет «бедный»?
  3. В чём необычность рыцаря, что его выделяет из круга других рыцарей?
  4. О какой тайне идёт речь в стихотворении (вторая строфа)?
  5. Чей образ так поразил душу «бедного» рыцаря?
  6. В чём необычность его дамы сердца?
  7. Как он относится к жизни?
  8. Способы поклонения своей даме сердца были довольно чётко определены. Какие из этих «обрядов» и как выполняет пушкинский рыцарь?
  9. Почему он носит чётки?
  10. Чьё имя он пишет на щите?
  11. Какое имя произносит рыцарь в бою?
  12. Как он живёт, возвратившись, домой?
  13. Остался ли он верен своей даме?
  14. Как вы думаете, почему рыцарь отказался от святого причастия?
  15. За что и почему хочет наказать бес рыцаря?
  16. Как снижаются в словах «лукавого» чувства главного героя?
  17. Способен ли бес понять чувство пушкинского героя?
  18. Какова авторская оценка чувств героя?
  19. Почему «Пречистая» заступается за «бедного рыцаря»? Какую мысль выражает этим автор?

Итог:

— Основная мысль баллады «Жил…» — мысль о всепобеждающей силе любви, которая не боится никаких испытаний, которая бескорыстна и находит отклик, заступничество даже в мире божественном.

— Это романтическая баллада.

— Герой необычный (многое в его поведении непонятно). «Странный был он человек»,- говорит о нём автор.

— Пушкин использует эпитеты, которые помогают выразить авторскую позицию по отношению к главному герою.

— Во второй строфе речь идёт о тайне, о её непостижимости. Сюжет построен как раскрытие, узнавание тайны.

— Важный элемент композиции баллады – краткость. Сообщается лишь о самом главном.

Слово предоставляется третьей группе.

«Утопленник» (1829г.; простонародная сказка)


Чтение баллады наизусть.

Выступление «докладчика» на основе данных вопросов:

  1. Что же за событие произошло в жизни крестьянина? Посмотрите, как переходит мужик от недоверия к подозрению? Чего же он боится?
  2. Что и зачем обещает он детям за молчание?
  3. Как же поступил мужик (четвёртая строфа)?
  4. Что произошло ночью? Кто явился к мужику?
  5. Можно ли говорить о народной оценке происходящего (последняя строфа)?
  6. О чём же хотел сказать читателю автор этой баллады?

Итог:

— Баллада написана на сюжет, взятый из фольклора.

— Повествование идёт от третьего лица.

— Сюжет невероятен. Происходящее может быть рождено воображением и совестью мужика, обрекшего душу утопленника на вечное скитание.

— Представлена (что характерно для произведений А.С.Пушкина) народная оценка происшедшего: воздаётся каждому по делам его, душа утопленника стала каждый год напоминать мужику о грехе. По народному поверью, душа непогребённого бродит в тех местах, где её обидели.

Есть в народе слух ужасный:
Говорят, что каждый год

С той поры мужик несчастный
В день урочный гостя ждёт…

— Вмешательство таинственных сил в ход действия.

— Картина в балладе простонародная, язык просторечный, ритм стиха задорный, но вопросы поэт ставит очень серьёзные.

— Открытый финал — характерный для народной баллады.

— За жертву в итоге вступаются (как это часто бывает в балладе) силы природы.

В ночь погода зашумела,
Взволновалася река.

…Уж с утра погода злится,
Ночью буря настаёт…

Слово предоставляется четвёртой группе.

«Жених » (1825г.; простонародная сказка)


Инсценировка баллады.

Учитель: Вспомните пушкинскую сказку, героиней которой тоже является девушка, оказавшаяся в лесу, попавшая в дом и нашедшая там друзей («О мёртвой царевне и семи богатырях»). Вот описание жилища богатырей в сказке:

Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут
Люди добрые живут…

— Почему героиня делает такой вывод?


/В этом лесном доме живут семеро богатырей, защитников земли; оказавшись в их доме, героиня обретает друзей — это по законам сказки. В балладе тоже дом в лесу. Теперь он полон золотом и серебром, прочими диковинами, но про него не скажешь: «Люди добрые живут». Появление семерых богатырей в сказке не создавало тайны, таков сказочный мир; двенадцать же молодцев в балладе входят, не снимая шапок и не кланяясь иконам. Двенадцать молодцев живут не по правилам, ведут себя не по-христиански, неудивительно, что разгульное похмелье завершается злодейством./

— Каковы же законы баллады?


/Она начинается с загадки. Состояние Наташи после трёхдневного исчезновения так и будет тайной. Так ничего и не разъяснив, поэт начинает рассказывать о сватовстве./

  1. В чём загадочность поведения Наташи при появлении незнакомца?
  2. Какую роль играет в балладе диалог?
  3. Зачем Наташа стала рассказывать свой сон? Правда ли, что он ей приснился?
  4. В какой момент мы понимаем, что сон был придуман Наташей специально? Для чего?
  5. Зачем Наташа согласилась на шумную свадьбу?


/Героиня разоблачила разбойника, этим и завершается баллада. Мы видим, что одинаковый сюжетный момент (девица в лесу, дом, где живут смелые мужчины) по-разному решается в сказке и балладе./

Итог:

— Используется фольклорная основа.

— Баллада начинается с загадки.

— Два мира сосуществуют в балладе: реальность и сон (купеческая дочь Наташа, загадочно пропадавшая три дня, рассказывает во время свадебного сговора сон, который как будто бы явь, а может и выдумка невесты – в балладе это не совсем понятно).

— Двойственность героя: жених оказывается не тем, кем кажется (сюжет, когда разбойник сватает купеческую дочь, был обнаружен в 20 вариантах русских народных сказок).

— Все события происходят быстро, следуя одно за другим.

— Действие перемежается с диалогами отца со свахой, жениха с невестой, в которых разворачивается скрытая сторона событий.

— Странное происшествие включается в обыденную среду.

— Баллада завершается возмездием злодею (уликой становится кольцо, которое должно было соединить жениха и невесту, а оно разъединяет их).

Слово предоставляется пятой группе.

«Песнь о вещем Олеге» (1822г.)

— А. С. Пушкин очень внимателен был не только к русскому фольклору, но внимательно относился и к русской истории. В 1822 году Александр Сергеевич обращается к отечественной истории — пишет «Песнь о вещем Олеге», где воссозданы черты почти легендарной истории Руси и славянской древности, отголоски мифологии древних славян.

— «Песнь о вещем Олеге» создана Пушкиным на юге, вблизи Киева, где княжил Олег. Сюжет баллады взят поэтом из произведений Карамзина, замечательного русского историка и писателя, создавшего на страницах «Истории государства Российского» портреты исторических лиц.

— Герой «Песни…» варяжский князь Олег появился на Руси во главе одного из отрядов варягов. На рубеже девятого-десятого веков он овладел Киевом, уничтожил династию Киевичей и вскоре встал во главе объединенного войска славян, совершившего поход на Царьград. Затем, по преданию, Олега «уклюнула змея», и он умер.

— Летописные строки о неотвратимости судьбы и стремлении человека к разгадке вдохновили Пушкина на создание стихотворения, которые долгое время было гимном русского офицерства.


Выразительное чтение фрагментов из Летописи.


Прослушивание фрагмента из «Повести временных лет», в котором рассказывается история смерти Олега от своего коня.

Баллада на этом уроке не обсуждается. Все получают домашнее задание прочитать текст баллады и попытаться ответить на вопрос:

— Что изменилось в балладе по сравнению с отрывком из летописи?


Группа своё мнение о том, почему это произведение можно назвать балладой, высказывает:

— Основой сюжета исторической литературной баллады являются реальные исторические события.

— Случай выступает как закономерность (судьба, рок), над которой предстоит задуматься читателю.

— Дана характеристика героев.

— Есть лирическое начало – отношение автора к своим героям.

— Используется много художественных средств выразительности: эпитеты, олицетворения, метафоры.

— Предмет баллады — событие, сохранённое народным преданием и совершившееся при посредстве потусторонних сил.

— Здесь есть таинственный ход событий.

-Кудесник обладает таинственным, чудесным даром предвидения.

Одни исследователи пушкинского наследия считают, что «Песнь…» единственная классическая европейская по форме баллада. Другие утверждают, что это баллада нового типа. При чтении дома текста баллады предлагаем подумать над этими точками зрения.

Итог урока подводят «литературоведы», которые обобщают названные ребятами особенности произведений А.С.Пушкина, позволяющие говорить о том, что их можно отнести к жанру баллады.

Учитель: Многие литературоведы, изучающие творчество А. С. Пушкина не склонны называть произведения, о которых мы сегодня говорили, балладами. Хотя сам А. С. Пушкин при составлении сборника для печати в конце 1836 года выделяет произведения в отдельный отдел «Баллады и песни». Но понятие баллады у Пушкина более широко и свободно, чем это было в фольклорной балладе, у В. А. Жуковского. Разговор о балладах и о произведениях А.С.Пушкина мы будем продолжать. А знание особенностей жанра важно для понимания прочитанного. Чем больше мы знаем о литературе, тем больше вычитываем из книги, тем лучше понимаем произведение и авторский замысел.

Оценки по итогам урока выставляются в группах и группам (ребятами и учителем).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *